Дошкольникам об экономии
Развиваем экономическую грамотность с помощью интересных и познавательных мультиков.
Рассказывать детям о финансах — задача не самая лёгкая. Не сразу удаётся подобрать слова, чтобы объяснить маленькому ребёнку, зачем нужно экономить и почему новые игрушки нельзя покупать каждый день. Для лучшего усвоения материала были созданы детские мультсериалы, такие как "Смешарики", "Богатый Бобренок" и др. Мультфильмы в доступной форме помогают сформировать у детей разумное финансовое поведение, а также ответственно относиться к личным финансам в будущем. Просмотреть мультфильмы Вы можете перейдя по ссылкам:
Мультсериал "Богатый Бобренок"
Мультсериал "Смешарики"
Финансовая грамотность для дошкольников
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или
иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры, а наиболее интересным и доступным для детского восприятия поможет дидактическое пособие и игры, которое позволит активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.
Таким образом, идея создания дидактического пособия в основе своей практической деятельности в первую очередь способствует развитию у детей предпосылок экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры"
Средний дошкольный возраст
Формировать представления:
о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка);
семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании
(доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые
покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки);
потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения;
рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара
(продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями).
Формировать (развивать) умения:
соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять
потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять);
применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло,
электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук,
не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать
одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).
Старший дошкольный возраст
Формировать элементарные представления:
о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей;
деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш,
премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта);
ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении;
экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.);
профессиях людей, связанных с экономикой;
правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Формировать (развивать) умения:
устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» –
«продукт» – «деньги»;
самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы),
устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет
большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется);
различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности);
различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар).
Воспитывать:
экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность,
экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей
и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных
богатств и др.
Игровая деятельность
Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЫТЬ ЭКОНОМНЫМ»
- Рассказывайте детям о своей работе.
Дети в дошкольном возрасте не всегда осознают связь между трудом и деньгами, не знают, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой информацией с ребенком. Организуйте для него экскурсию на работу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь».
- Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
- Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы.
- Дети должны знать цену деньгам.
Для того чтобы дети понимали, чего стоит заработать деньги, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт.
- Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
Картотека пословиц и поговорок о деньгах
Пословицы о деньгах
Береги хлеб для еды, а деньги для Беды.
Богатому не спится – богатый вора боится.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Были денежки – любили Саню девушки, не стало денежек – забыли Саню девушки.
Беден не тот — у кого мало, а тот – кому мало.
В одной суме – да разные денежки, в одной семье – разные детушки.
В чужом кармане трудно деньги проверять.
Вовремя копейка дороже рубля.
Всюду вхож, как медный грош.
Всех денег не заработаешь.
В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб.
Ног не зашибёшь – денег не найдёшь.
Иному – слово не скажи, а только деньги покажи.
Из больших денег и рубль нипочём.
Из чужого кошелька легче платить.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Кто за копейкой не наклонится, тот ломаного гроша не стоит.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
Копейка к копейке – проживёт семейка.
Легко добыто – легко и прожито.
Лишние деньги – лишняя забота.
Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин.
Не жалей алтына, а то отдашь полтину.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом.
Не то деньги, что у бабушки, а то, что в запазушке.
На выигранные в карты деньги мечеть не строят.
Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами.
При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.
С сильным не борись, а с богатым не судись.
С деньгами мил, без денег постыл.
Скупой богач беднее щедрого бедняка.
С миру по нитке – голому рубаха.
Уговор дороже денег.
У кого нет денег, тому и кошелёк не нужен.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Поговорки о деньгах
Алтын серебра не ломит ребра.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу.
Богатый совести не купит, а свою – погубит.
Без копейки рубль щербатый.
Без денег сон крепче.
Деньги не пахнут.
Дела на полтину, а магарычей – на рубль.
Денег палата, да ума-то маловато.
Денежка дорожку прокладывает.
Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги к деньгам льнут.
Денег на переправу нет, а в лодку первый лезет.
Деньги всякого прельстят.
Деньги приходят и уходят, как вода.
Деньга лежит, а шкура дрожит.
Долг платежом красен.
Денег не имею — и язык нем.
Денег нет наградить – имей руки погладить.
Его копейка нищему руку прожжёт.
Если жизнь – копейка, значит, она чего-то да стоит.
За грош с колокольни соскочит.
За свой грош – везде хорош.
Дело не в личности, а в наличности.
Копейка рубль бережёт.
Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.
Кто мудрён, у того карман ядрён.
Лопатой деньги гребёт.
Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда.
Мешок денег перевесит даже два мешка истины.
Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт.
Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.
На грош дела, на рубль суматохи.
На улице холодно, а деньги в кармане тают.
На копейку напился, а нашумел на рубль.
Отплатил той же монетою.
Подать не мудрено, а мудреней того – где взять.
Посмотрит, словно рублём одарит.
Плакали мои денежки.
Принять за чистую монету.
При беде за деньгу не стой.
Работа денежку копит, а вино – топит.
Рак силён клешнёй, а барин – мошной.
Стоит крякнуть, да денежкой брякнуть – всё будет.
Скупой платит дважды.
С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
У богатого денег – куры не клюют.
Украдёшь песчинку – заплатишь полтинку.
Умом тап, да кошелёк туг.
Ум джигита – что золотой, ум страны – что тысяча золотых.
У богатого и петух несётся.
У богача — деньги, у бедняка – дети.
Чем чужим умом богатеть, лучше в бедности своим жить.
Что шаг – то гривна.
Чем богаты, тем и рады.