Ученые экспериментально доказали, что в развитии речи детей огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом.
М.М.Кольцова исследуя условия развития речи доказала, что «рука- это второй центр речи и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов исходящих от пальцев рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Люди уже в древности подмечали взаимосвязь этих процессов. На Руси с самого младенчества с детьми играли в народные игры типа «Сорока», «Ладушки». Это тоже гимнастика для рук.
Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка речи вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Уже при проведении логопедического обследования детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточность двигательной сферы, малоподвижность мелкой моторики, неточность движений. Для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания заданной позы. -Поэтому в последние годы формирование и совершенствование общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа кистей рук. Для большей эффективности используется природный материал: шишки, камешки, деревянные палочки. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются «пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика».
Пальчиковые игры подбираются соответственно лексическим темам со словесным сопровождением. Например, к теме «Дом. Мебель»- пальчиковые игры:
Дом. Ворота.
На поляне дом стоит, Стук – стук молотком,
Ну а к дому путь закрыт. Строим, строим новый дом.
Мы ворота отворяем , Ты, пила, пили быстрей,
В домик, в гости приглашаем. Домик строим для людей.
По теме: « Овощи», «Фрукты»:
Мы капусту рубим, Мы шли, шли, шли и в сад пришли
Мы капусту жмем, Там в саду играли, фрукты собирали
Мы капусту солим, Яблоки и груши.
Мы морковку трем. Очень сладко. Кушай.
По теме « Животные»:
Под высокой сосной Дети по лесу гуляли,
Скачет зайка косой, Но вот сучья затрещали,
Под другою сосной Дети, дети, не зевайте,
Скачет зайка другой. Волк за елкой – убегайте!
Одним из разновидностей работы по развитию мелкой моторики рук является театр. Маленькие движущие персонажи, сделанные из природного и бросового материала, дети надевают на пальчики и разыгрывают небольшие сценки. Это богатейший прием в развитии мелодико – интонационной стороны речи и диалога. Для развития мелкой моторики используем и такие виды игр и упражнений, как плетение, шнурование, застегивание пуговиц, выкладывание из счетных палочек, ракушек, мозаики, использование разноцветных прищепок, самомассаж рук с шишками, камешками. С интересом дети играют в «пальчиковый бассейн», где перебирая пальчиками, отбирают по указанию взрослого нужные предметы, основываясь на тактильные ощущения. Пальчиковые упражнения включаются в различные виды занятий, физминуток. После освоения основных комплексов пальчиковой гимнастики, можно переходить к составлению рассказов, сказок (при этом можно добавлять артикуляционные упражнения, играя с «веселым язычком»).
Родители должны помнить о значимости развития мелкой моторики для детей с нарушениями речи, так как это:
— стимуляция действий речевых зон коры головного мозга;
— развитие психических процессов(памяти, внимания, восприятия и т.д.)
— развитие графо-моторных навыков.
У детей с нарушением речи развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, интонацию.
Одним из наиболее радикальных способов развития мелкой моторики является самомассаж кистей рук и пальцев:
-самомассаж тыльной стороны кистей рук;
-самомассаж ладоней;
— самомассаж пальцев рук.
Можно научить детей самомассажу и с помощью обычного граненного карандаша, которым ребенок массирует кисти рук, запястья, межпальцевые зоны. При этом также можно использовать рифмовки, короткие стихи:
Мой веселый карандаш
Поиграй со мной сейчас.
Ловко делай ты вот так,
Эдак вот, и так, и сяк.
Пальцы станут смелыми,
Ловкими, умелыми.
Таким образом, все виды массажа доступны дошкольникам и могут быть использованы в наших с вами занятиях с детьми.
Подготовил: Н.Р.Белава, учитель - дефектолог