Аутизм… Расстройство аутистического спектра… Ранний детский аутизм…Синдром Аспергера… «Малыш, что с тобой делать? С чего начать? Как с тобой работать?» Эти вопросы я задавала себе, когда впервые переступила порог детского сада, где были открыты группы интегрированного обучения и воспитания, куда входили и дети с РАС. Конечно, через какое-то время нашлись ответы на эти вопросы. Хотя это звучит слишком амбициозно. Вопросы каждый день появляются новые и постоянно приходится самой учится и узнавать что-то новое. Давайте разберемся вместе, с чего начать и как организовать образовательный и коррекционный процесс с воспитанниками с РАС.
Первое, на что стоит обратить внимание, - это нормативно-правовая база Республики Беларусь. По данным Министерства образования в 2023-2024 учебном году в учреждениях образования Беларуси обучались почти 4292 детей с аутизмом. Еще 21 июня 2022г. в Совете Республики под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой проходило совещание по вопросам создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра. Спикер уверена, что эти дети должны быть интегрированы в общество. «Они должны учиться в школе, получать образование. Они должны вместе с нами жить и работать, чувствовать себя комфортно и приносить пользу стране», – отметила она. В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» статья 3. П 1. Гласит: «Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование». И инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях образования…» последние несколько лет включают в себя разделы, посвященные обучению и воспитанию детей с аутизмом и персональному сопровождению. В ИМП Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующем деятельность учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования в 2024/2025 учебном году в разделе II «Научно-методическое обеспечение. 2.1. Учебнопрограммная документация образовательных программ специального образования. 2.1.1. Учебные планы специального образования» подробно разъясняется как и на основании чего осуществляется образовательный процесс в учреждении образования. («Образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, осуществляется с использованием типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования, учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 286». «Выбор коррекционных занятий для включения в учебный план специального детского сада осуществляется с учетом рекомендаций государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР»).
Итак, планирование в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания у детей с РАС состоит из двух основных блоков: образовательная область («Развитие речи», «Элементарные математические представления» и, в старшей группе, «Подготовка к обучению грамоте») и коррекционные занятия. Следуя из ИМП «На уровне дошкольного образования наряду с соответствующими программами специального образования для детей с трудностями в обучении… при определении содержания работы по образовательным областям типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для детей данных категорий определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения; организацией адаптивной образовательной среды с учетом образовательных потребностей воспитанников». К этому можно только добавить следующее: информацию необходимо преподносить дифференцированно и дозированно; использовать понятный язык для объяснения задач и инструкций; максимально использовать наглядность и, учитывая, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и одна из форм ознакомления с новыми знаниями, использовать дидактические игры и пособия; опираться на принцип Л.С.Выготского: «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» ребенка; ребенок с аутизмом в некотором роде находится в сенсорной депривации – значит необходимо задействовать все виды анализаторов; так как достаточно сложно удерживать внимание и интерес ребенка с аутизмом, то необходима смена видов деятельности; преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя, учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения, других участников образовательного процесса; у каждого ребенка с аутизмом есть любимый предмет, или лакомство, или игрушка, или еще что-то, что может помочь Вам в работе, как поощрение, как «сюрприз». И хочется добавить одно: если Вам кажется, что ребенок ни что не реагирует, ничего не хочет, ничего не запоминает, не понимает, то это не так, это ошибочное мнение! Тем более, «обучение ведет за собой развитие».
Возвращаясь к ИМП, «Ведущими направлениями в системе коррекционной работы с воспитанниками с РАС является формирование социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия». «К условиям эффективной реализации содержания коррекционных занятий по формированию социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у воспитанников с РАС относятся: насыщенность образовательной среды, адаптация дидактических материалов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, согласованность действий и влияния всех участников образовательного процесса, своевременность подкреплений, посильность заданий и учет функциональных возможностей воспитанников».
Планирование коррекционной работы по «Формированию навыков коммуникации и взаимодействия». На Национальном образовательном портале в разделе «Специальное образование», «В помощь педагогам» - «Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями». Здесь описаны основные направления и этапы коррекционной работы по «Формированию навыков коммуникации и взаимодействия». Конечно, в первую очередь мы должны ориентироваться на структуру и степень тяжести нарушений каждого конкретного ребенка. И, конечно, временной интервал каждого этапа для разных детей будет индивидуальным. Работая по данным этапам, возможно, за исключением «Установление взаимодействия с ребенком с аутистическими нарушениями» или «Установление эмоционального контакта», можно параллельно включать в работу и другие направления. Например, на этапе «Формирование произвольного подражания», где цель «Выполнение ребенком простых инструкций «Делай как я!» невозможно целое занятие показывать и инициировать ребенка что-то делать, ему это быстро надоест. Значит нужно добавить еще какие-либо задания и игры. Здесь можно использовать предметные или сюжетные картинки лексической темы «Развития речи», которые помогут формированию активного или пассивного словарного запаса - метод преемственности образовательного и коррекционного процесса и его непрерывности, задания и игры по сенсорной интеграции (например, с пластилином, песком, крупами, водой и красками и др.), задания для развития высших психических функций и др. Есть методическая литература, которую Вы, при желании, можете использовать в работе: О.С.Рудик «Коррекционная работа с аутичным ребенком», Хаустов А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра» учебно-методическое пособие, Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком», Я.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Метиева Л.А. Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений», различные альбомы по развитию речи и другая литература. Также необходимо вводить в работу по формированию коммуникативных умений и навыков визуальное расписание и альтернативную коммуникацию (карточки ПЭКС). Повторюсь, «дети с аутистическими нарушениями одного возраста могут иметь разный уровень развития речи и коммуникации, отличаться по уровню выраженности аутистических черт», и все сугубо индивидуально и в то же время разнопланово.
Коррекционная работа по формированию социального поведения. Возвращаемся на Национальный образовательный портал в раздел «Специальное образование», «В помощь педагогам» - «Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями». Здесь прописаны этапы коррекционной работы по формированию социального поведения и основные социальные умения. Коррекционное занятие в данном случае также может включать в себя несколько направлений: формирование представлений о себе, о ближайшем окружении, развитие эмоционального интеллекта, формирование образа определенной поведенческой реакции в простых социальных ситуациях, формирование безопасного поведения в простых социальных ситуациях и др. Стоит отметить, что формирование социального поведения все же невозможно без социума, в данном случае без детского коллектива. Поэтому формирование социального поведения – процесс непрерывный. Литература, которой можно воспользоваться: О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Маленький человек и большой мир. Я, ты, мы» учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста; Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр»; Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»; О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Мы все разные»; Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком»; Морозова С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах», пособие для учителя-дефектолога; книги со сказками и небольшими рассказами и другая литература. Конечно же, не обязательно использовать эту литературу в своей работе, но, возможно, какую-то идею или направление в работе для себя почерпнуть. Хочется отметить огромное значение воспитателя в формировании социального поведения у ребенка с аутизмом. Л.С.Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения». Поэтому, «среда» - детский коллектив, и значение воспитателя группы интегрированного обучения и воспитания здесь огромно. Моим воспитанникам и мне в этом повезло, в группах создана инклюзивная среда, которая, с одной стороны, помогает ребенку с аутизмом включаться в социальную жизнь, а с другой стороны, способствуют формированию у детей человеческих качеств и гуманистического отношения к другим детям.
Планирование коррекционной работы по «Развитию игровой деятельности». Игра для ребенка с аутизмом – это и коммуникация, и социализация. С помощью игры он познает и мир, и себя. На Национальном образовательном портале в разделе «Специальное образование» в разделе «Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с трудностями в обучении» есть программа коррекционных занятий «Обучение игре» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г. В этой программе есть содержание работы, задачи и направления коррекционной работы, а именно: развитие эмоциональной сферы, развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие пространственно-временных представлений, развитие внимания и памяти, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления, развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие игровых умений. Также есть примерная тематика игр и упражнений. Конечно же, не обязательно использовать эту программу, но, возможно, это поможет составить свое планирование. При составлении планирования необходимо учитывать этапы формирования игровой деятельности (1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой, 2-ой этап - формирование специфических игровых действий (совместно со взрослым; по подражанию; самостоятельно, обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций), 3-ий этап: - обучение планированию игры (взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия). Этапы развития игровой деятельности должны соответствовать структуре и степени тяжести нарушения ребенка. Конечно же, если мы будем с ребенком «искать спрятанные сокровища», «строить гараж для машины» или «укладывать куклу спать», то это ему быстро надоест, поэтому и нужно включать в занятие и игры для развития мелкой моторики, и игры на лексическую тему, которая в данный момент по «Развитию речи», и игры на развитие высших психических функций (также на лексическую тему), и сенсорные игры и др.
В заключении хочу сказать, дорогие коллеги, мы не в силах исправить имеющееся у ребенка нарушение – аутизм, но в наших силах сделать их жизнь более яркой, интересной и насыщенной! И поверьте, все, что вы делаете – не напрасно. Удачи вам в работе.
Литература
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2024 года «О деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, при организации образовательного процесса для обучающихся с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году»
Л.С.Выготский «Мышление и речь»
Подготовил учитель-дефектолог Жук О.В.