Рекомендации учителя-дефектолога

Методологические основы планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования учителем-дефектологом в группе интегрированного обучения и воспитания с детьми с аутизмом

Аутизм… Расстройство аутистического спектра… Ранний детский аутизм…Синдром Аспергера… «Малыш, что с тобой делать? С чего начать? Как с тобой работать?» Эти вопросы я задавала себе, когда впервые переступила порог детского сада, где были открыты группы интегрированного обучения и воспитания, куда входили и дети с РАС. Конечно, через какое-то время нашлись ответы на эти вопросы. Хотя это звучит слишком амбициозно. Вопросы каждый день появляются новые и постоянно приходится самой учится и узнавать что-то новое. Давайте разберемся вместе, с чего начать и как организовать образовательный и коррекционный процесс с воспитанниками с РАС.

Первое, на что стоит обратить внимание, - это нормативно-правовая база Республики Беларусь. По данным Министерства образования в 2023-2024 учебном году в учреждениях образования Беларуси обучались почти 4292 детей с аутизмом. Еще 21 июня 2022г. в Совете Республики под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой проходило совещание по вопросам создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра. Спикер уверена, что эти дети должны быть интегрированы в общество. «Они должны учиться в школе, получать образование. Они должны вместе с нами жить и работать, чувствовать себя комфортно и приносить пользу стране», – отметила она. В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» статья 3. П 1. Гласит: «Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование».  И инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях образования…» последние несколько лет включают в себя разделы, посвященные обучению и воспитанию детей с аутизмом и персональному сопровождению. В ИМП Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующем деятельность учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования в 2024/2025 учебном году в разделе II   «Научно-методическое обеспечение. 2.1. Учебно­программная документация образовательных программ специального образования. 2.1.1. Учебные планы специального образования» подробно разъясняется как и на основании чего осуществляется образовательный процесс в учреждении образования. («Образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, осуществляется с использованием типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования, учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 286». «Выбор коррекционных занятий для включения в учебный план специального детского сада осуществляется с учетом рекомендаций государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР»).

Итак, планирование в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания у детей с РАС состоит из двух основных блоков: образовательная область («Развитие речи», «Элементарные математические представления» и, в старшей группе, «Подготовка к обучению грамоте») и коррекционные занятия. Следуя из ИМП «На уровне дошкольного образования наряду с соответствующими программами специального образования для детей с трудностями в обучении… при определении содержания работы по образовательным областям типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для детей данных категорий определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения; организацией адаптивной образовательной среды с учетом образовательных потребностей воспитанников». К этому можно только добавить следующее: информацию необходимо преподносить дифференцированно и дозированно;  использовать понятный язык для объяснения задач и инструкций; максимально  использовать наглядность и, учитывая, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и одна из форм ознакомления с новыми знаниями, использовать дидактические игры и пособия; опираться на принцип Л.С.Выготского: «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» ребенка; ребенок с аутизмом в некотором роде находится в сенсорной депривации – значит необходимо задействовать все виды анализаторов; так как достаточно сложно удерживать внимание и интерес ребенка с аутизмом, то необходима смена видов деятельности; преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя, учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения, других участников образовательного процесса; у каждого ребенка с аутизмом есть любимый предмет, или лакомство, или игрушка, или еще что-то, что может помочь Вам в работе, как  поощрение, как «сюрприз». И хочется добавить одно: если Вам кажется, что ребенок ни что не реагирует, ничего не хочет, ничего не запоминает, не понимает, то это не так, это ошибочное мнение!  Тем более, «обучение ведет за собой развитие».

Возвращаясь к ИМП, «Ведущими направлениями в системе коррекционной работы с воспитанниками с РАС является формирование социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия». «К условиям эффективной реализации содержания коррекционных занятий по формированию социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у воспитанников с РАС относятся: насыщенность образовательной среды, адаптация дидактических материалов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, согласованность действий и влияния всех участников образовательного процесса, своевременность подкреплений, посильность заданий и учет функциональных возможностей воспитанников».

Планирование коррекционной работы по «Формированию навыков коммуникации и взаимодействия». На Национальном образовательном портале в разделе «Специальное образование», «В помощь педагогам» - «Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями». Здесь описаны основные направления и этапы коррекционной работы по «Формированию навыков коммуникации и взаимодействия». Конечно, в первую очередь мы должны ориентироваться на структуру и степень тяжести нарушений каждого конкретного ребенка. И, конечно, временной интервал каждого этапа для разных детей будет индивидуальным. Работая по данным этапам, возможно, за исключением «Установление взаимодействия с ребенком с аутистическими нарушениями» или «Установление эмоционального контакта», можно параллельно включать в работу и другие направления. Например, на этапе «Формирование произвольного подражания», где цель «Выполнение ребенком простых инструкций «Делай как я!» невозможно целое занятие показывать и инициировать ребенка что-то делать, ему это быстро надоест. Значит нужно добавить еще какие-либо задания и игры. Здесь можно использовать предметные или сюжетные картинки лексической темы «Развития речи», которые помогут формированию активного или пассивного словарного запаса - метод преемственности образовательного и коррекционного процесса и  его непрерывности, задания и игры по сенсорной интеграции (например, с пластилином, песком, крупами, водой и красками и др.), задания для развития высших психических функций и др. Есть методическая литература, которую Вы, при желании, можете использовать в работе: О.С.Рудик «Коррекционная работа с аутичным ребенком», Хаустов А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра» учебно-методическое пособие, Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком», Я.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Метиева Л.А. Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений», различные альбомы по развитию речи и другая литература. Также необходимо вводить в работу по формированию коммуникативных умений и навыков визуальное расписание и альтернативную коммуникацию (карточки ПЭКС). Повторюсь, «дети с аутистическими нарушениями одного возраста могут иметь разный уровень развития речи и коммуникации, отличаться по уровню выраженности аутистических черт», и все сугубо индивидуально и в то же время разнопланово.

Коррекционная работа по формированию социального поведения. Возвращаемся на Национальный образовательный портал в раздел «Специальное образование», «В помощь педагогам» - «Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями». Здесь прописаны этапы коррекционной работы по формированию социального поведения и основные социальные умения. Коррекционное занятие в данном случае также может включать в себя несколько направлений: формирование представлений о себе, о ближайшем окружении, развитие эмоционального интеллекта, формирование образа определенной поведенческой реакции в простых социальных ситуациях, формирование безопасного поведения в простых социальных ситуациях и др. Стоит отметить, что формирование социального поведения все же невозможно без социума, в данном случае без детского коллектива. Поэтому формирование социального поведения – процесс непрерывный. Литература, которой можно воспользоваться: О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Маленький человек и большой мир. Я, ты, мы» учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста; Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр»; Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»; О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Мы все разные»; Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком»; Морозова С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах», пособие для учителя-дефектолога; книги со сказками и небольшими рассказами и другая литература.  Конечно же,  не обязательно использовать эту литературу в своей работе, но, возможно, какую-то идею или направление в работе для себя почерпнуть. Хочется отметить огромное значение воспитателя в формировании социального поведения у ребенка с аутизмом. Л.С.Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения». Поэтому, «среда» - детский коллектив, и значение воспитателя группы интегрированного обучения и воспитания здесь огромно. Моим воспитанникам и мне в этом повезло, в группах создана инклюзивная среда, которая, с одной стороны, помогает ребенку с аутизмом включаться в социальную жизнь, а с другой стороны, способствуют формированию у детей человеческих качеств и гуманистического отношения к другим детям.

Планирование коррекционной работы по «Развитию игровой деятельности». Игра для ребенка с аутизмом – это и коммуникация, и социализация. С помощью игры он познает и мир, и себя. На Национальном образовательном портале в разделе «Специальное образование» в разделе «Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с трудностями в обучении» есть программа коррекционных занятий «Обучение игре» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г. В этой программе есть содержание работы, задачи и направления коррекционной работы, а именно: развитие эмоциональной сферы, развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие пространственно-временных представлений, развитие внимания и памяти, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления, развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие игровых умений. Также есть примерная тематика игр и упражнений. Конечно же, не обязательно использовать эту программу, но, возможно, это поможет составить свое планирование. При составлении планирования необходимо учитывать этапы формирования игровой деятельности (1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой, 2-ой этап - формирование специфических игровых действий (совместно со взрослым; по подражанию; самостоятельно, обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций), 3-ий этап: - обучение планированию игры (взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия). Этапы развития игровой деятельности должны соответствовать структуре и степени тяжести нарушения ребенка.  Конечно же, если мы будем с ребенком «искать спрятанные сокровища», «строить гараж для машины» или «укладывать куклу спать», то это ему быстро надоест, поэтому и нужно включать в занятие и игры для развития мелкой моторики, и игры на лексическую тему, которая в данный момент по «Развитию речи», и игры на развитие высших психических функций (также на лексическую тему), и сенсорные игры и др.

В заключении хочу сказать, дорогие коллеги, мы не в силах исправить имеющееся у ребенка нарушение – аутизм, но в наших силах сделать их жизнь более яркой, интересной и насыщенной! И поверьте, все, что вы делаете – не напрасно. Удачи вам в работе.

 

 

Литература

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2024 года «О деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, при организации образовательного процесса для обучающихся с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году»

Л.С.Выготский «Мышление и речь»

 

Подготовил учитель-дефектолог Жук О.В.

свернуть

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Как увлечь ребенка чтением?

Игры с пальчиками на кухне

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).
 
«Помогаю маме».
Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.
 
«Волшебные макароны».
Из сырых макарон разных форм и размеров также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.
 
«Браслет для мамы».
Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!
 
«Маленький пекарь».
Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие-нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда-нибудь паровоз, или грузовик, или буквы?
 
«Конструктор».
Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.
 
«Умелые ножницы».
Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из- под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).
 
«Закладка».
Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать фантики, а затем сворачивать их в узкие полоски) ему по силам.
 
«Сколько спичек в коробке?».
Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).
 
Источник:https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/19/rekomendatsii-
logopeda-0
 
свернуть

Рекомендации"13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года"

Рекомендации "13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года"

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В
1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный
запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей.
Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако, крайне важно стимулировать у
ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно
общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш
начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к двум
годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не
заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой.
Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы
«разговорить» малыша.
Способ 1 — уберите то, что мешает
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время
(до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной
неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и
языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно
выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко
проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много
интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и
обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите
в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или
карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать
или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не
потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие
элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать
языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» —
это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру,
он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за
развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и
другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха
(можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек (вытаскивать предметы по
одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем
известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже
являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и
ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую
возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно
чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и
постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно
говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые
детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте
известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение
и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За
звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный
«фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например,
«Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить.
Способ 11 — никаких упрощений
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика». Можете послушать и умилиться. Но
сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина»! Строго говоря, и «бибика»
вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при
ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно
показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до
слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете
задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте
вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью
будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо
всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи.
Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое
развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к
разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Не упустите время!
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для
рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные
фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно.
Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама,
собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы
получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы
для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение
изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними
работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за
разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок
постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на
этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или
притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить,
есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в
речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их
запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил,
например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба»,
«вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем
говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не
давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно.
Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными
просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей
тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.».
Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с
пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше
только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их
спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где
….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут
какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не
ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д.
Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных
впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них
развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных
связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не
произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее
обратиться за помощью к логопеду.

Подготовил Жук Ольга Валерьевна, учитель - дефектолог

по материалам https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_stimulirovat_rech_rebenka/

свернуть

Консультация "Ребенок не говорит в 4-5 лет. Что делать"

                                                       

Консультация "Ребенок не говорит в 4-5 лет. Что делать?"


Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом.
Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически.
Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую
проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно
говорить.

Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи.
В возрасте 6 месяцев дети произносят около 4-5 звуков. Постепенно у ребенка
начинает развиваться словарный запас и появляются новые звуки.
К 1 году 3 месяцам ребенок в нормеговорит около 40-60 слов и вплоть до 1 года 6
месяцев словарный запас не растет, не изменяется по количеству слов. Это
объясняется тем, что у ребенка исчерпались фонетические возможности. Тем не
менее в этот период у детей не прекращается речевое развитие, но существенно
меняется качество произнесения. Также скачок делает фонетика — появляются
новые звуки, двух-, трехсложные слова.
От 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев словарь резко увеличивается:
в 1,8 составляет 180 слов;
в 2 года – 300 слов;
в 3 года – до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев не все звуки усвоены ребенком. В это время у него есть губные,
переднеязычные свистящие (Сь, Зь), Ть-Дь – взрывные, иногда заднеязычные (К),
среднеязычные (Й), мягкий Ль, а также все гласные, кроме Ы. Но нет шипящих Ж-
Ш, и твердых С, З, Л, Р.
У ребенка из этого положения есть три пути выхода:
Нетипичный путь – когда звук просто пропускается;
Отсутствующие звуки заменяются приближенными вариантами
произнесения, не свойственные родному языку – «Р» произносится
губами, «Н» — французское заднеязычное. Опасность здесь
заключается в том, что звуки имеют тенденцию задерживаться в
произношении, при этом вырабатываются определенные стереотипы
произнесения;
Отсутствующий звук заменяется нормированным, правильным
звуком, который уже сформировался в речи ребенка. И эти
«заменители» используются регулярно.
Такие субституты близки к отсутствующему звуку по какому-то общему признаку, в
качестве которых выступают артикуляционные признаки (моторные), реже –
акустические (слуховые). Обычно звонкий звук заменяется парным глухим (Баня –
Паня), а шипящие — на «Ть» и «Дь» (Шуба – Тюба). Вместо твердых «Р» и «Л»
произносят «Ль» (Репа – Лепа, Ложка – Лёка, Рука — Люка).

Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до
5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается
индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп
развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже
требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как
снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно
развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука
об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия
потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ребенка.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а
значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее
устранить.
Что должно беспокоить родителей:
к 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому
возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо
слов.(См. консультацию «13 способов научить ребенка говорить»);
ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова
заменены одним или двумя слогами;
слова не согласуются в предложении между собой;
ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако
свою мысль при этом выразить не может;
в речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического
характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является
понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама
понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для
обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте
4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических
нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться
помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического
отставания еще и психические нарушения:
Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью
остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень
высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к
задержке речи.
Задержка психомоторного и психического развития, соответственно,
тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за
ребенком, особенно, плохоговорящим.
Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины
как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто
слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу,
что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД
(минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую
влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит,
длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне
нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них
является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже
довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко
не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить
причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
невролога,
учителя-дефектолога,
отоларинголога,
психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно
обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не
ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше
обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею.

 Подготовил учитель - дефектолог Жук Ольга Валерьевна по материалам http://karkusha.su/kogda-deti-nachinayut-govorit-normyi-v-razvitii-rechi/

свернуть

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому нёбу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Многие дети дошкольного возраста имеют речевые проблемы, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений и их коррекции в дошкольном возрасте необходимо применять в работе упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, речевого дыхания и подвижности артикуляционного аппарата.

Для этого рекомендуется использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционные упражнения? О дыхательной гимнастике поговорим в другой раз.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

  • Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервную проводимость;
  • Улучшению подвижности артикуляционных органов;
  • Укреплению мышечной системы языка, губ и щек;
  • Удержанию ребенком определенной артикуляционной позы;
  • Увеличивают амплитуду движений;
  • Уменьшают напряженность артикуляционных органов;
  • Подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.
  • Развивают гибкость органов речевого аппарата. 

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

  • Своевременные занятия артикуляционными упражнениями способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста.
  • На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс становления правильного произношения.
  • При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка и др., динамические (подвижные): лошадка, часики, качели и др. - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной уздечки.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем движений невелик и они короче по времени. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

  1. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статические и 2-3 упражнения динамические. Начинаем гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
  2. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
  3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например, упражнение «трубочка» можно заменить другим названием (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…).

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Такая форма не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают понимание его ребенком и делают сами занятия более увлекательными.

Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например, как представить упражнение «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые родители, чем раньше мы начнем развивать артикуляционный аппарат детей, тем легче будет исправить нарушения звукопроизношения в дальнейшем.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов и родителей. Каждое упражнение подробно описано.

Успехов Вам в работе!

Подготовлено по материалам https://infourok.ru/znachenie-artikulyacionnoy-gimnastiki-dlya-doshkolnikov3431360.html, https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metodika_primeneniya_artikulyaczionnoj_i_dyixatelnoj_gimnastiki_v_rabote_vospitatelya/

 

Материал подготовила учитель-дефектолог Белава Н.Р.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Топ-20 игровых упражнений на развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии

 

Подготовил учитель - дефектолог Барабанова А.А

свернуть

Речевое развитие детей в период летних каникул

Лето – пора отпусков и детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры и многие другие навыки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит с родителями, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. 

Родителям важно: 

  • Продолжать обогащать пассивный и активный словарь ребёнка и развивать  у него грамматически правильную фразовую и связную речь – это задача, которую родители должны решать ежедневно.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

  • Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.

Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

  • Продолжать вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты,   устно   сочиняйте   сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей.

В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.

  • Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.
  • Играть в подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём). А соревнования и эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами.

Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

  • Следить за произношением детей.

Добивайтесь правильного произношения поставленных учителем- дефектологом звуков. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» -библиотека, «барелина»- балерина, «валосипед» - велосипед и т.п.).

  • Исправлять ошибки детей в грамматическом оформлении предложений:

- ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении. Например, «Шишка упала из ветки» - Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные» -  Дети играют в интересные игры. «Я видел на ветке две птичек» - Я видел на ветке двух птичек.

  • Дети   и в летний период не должны забывать о существовании карандашей,   красок,   пластилина, ножниц. 

Помните, что  рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи.

На кухне

У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче.

 Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.  

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

  • «Чего не стало?»
  • « Четвертый лишний»
  • «Один – много» (шар – шары, дом – дома);
  • «Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик);
  • «Что поменялось местами?»,
  • «Скажи наоборот» (большой – маленький);
  • «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
  •  Можно закреплять названия действий» (что делает?)
  • Обогащать  словарь признаков
  • Игра: какой, какая, какое, какие? – рассматривание картин или окружающего
  • Закреплять названия птиц и животных (диких и домашних). Их детенышей.( мама  ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);
  • Использовать речевые игры на словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный);
  • Играть, развивая фонематические процессы: Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.
  • Называть первый (последний) звуки в словах и т. п.

 

 

 

Литература:

  1. Кныш. В. А. , Пилат И. И. «Развиваем речь»,-Мозырь : Белый Ветер, 2014 г.
  2. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М: Владос, 1994 г.
свернуть

«Дышим правильно – говорим легко! Игры и упражнения по развитию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы ребенок выполнял их с интересом и удовольствием.

Упражнения для развития физиологического дыхания

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищи запах, назови этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохни. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» ребенок дует на фигурки.

«Чей пароход лучше? »

Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Посмотри, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход? » Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.

«Кто дольше сможет подуть на листики? »

У взрослого на нитках листья разных деревьев. «Посмотри. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давай, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Взрослый смотрит, чтобы ребенок не надувал щеки, не напрягался, дул на листики легко и спокойно.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых ребенку, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси чистоговорки»

Взрослый предлагает глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Бульбульки»

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка»

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

«Свеча»

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Косари»

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой. »). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («. У мышонка - маленький») .

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой,

У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

«Лягушка-квакушка»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры

Вместе с ребенком взрослый  декламирует:

По тропинке, по дорожке

Скачет, прыгает лягушка.

Ква-ква-ква,

Скачет, прыгает лягушка.

Ква-ква-ква.

Ребенок подпрыгивает, изображая лягушку. По окончании стихотворения взрослый хлопает в ладоши (пугает «лягушку»). «Лягушка» прыгает в «болото»: перепрыгивает через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

В конце игры взрослый просит потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).

 «Водичка»

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук С протяжно.

«Капитаны»

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

«Внимательный радист»

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания

Ход игры

Взрослый говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».

Взрослый хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:

а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т. д. ;

б) со сменой темпа (быстро - медленно) ;

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

Подготовлено по материалу https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-dlja-razvitija-pravilnogo-rechevogo-dyhanija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-podgotovitelnoi-grupy.html

свернуть

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

 6. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 2. Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Упражнения для губ и щек

 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок.

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Подготовлено по материалам https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metodika_primeneniya_artikulyaczionnoj_i_dyixatelnoj_gimnastiki_v_rabote_vospitatelya/

свернуть
поделиться в: