Рекомендации музыкального руководителя

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.

У ребенка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Педагоги учреждений дошкольного образования способны своими руками творчески оформить тематический центр, который будет отвечать программным принципам и задачам по эстетическому воспитанию. Самостоятельно или совместно с детьми изготавливают игры для формирования чувства ритма, атрибуты к подвижным музыкальным играм, музыкальные инструменты (шумовые) и многое другое.

Как научить ребенка любить и понимать музыку? Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Совсем не обязательно импровизировать на настоящих музыкальных инструментах – можно изготовить их самим. Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. А если инструмент изготовлен своими руками, то играть на нем еще интереснее и приятнее.

Материалом для изготовления музыкальных игрушек – инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи ("бросовый материал") - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы и т п.

свернуть

Мини-проект "Любимая колыбельная моего ребенка"

"Пойте детям колыбельные песни.

Песня матери - главная песня в мире,

начало всех человеческих песен".

Расул Гамзатов

Колыбельные песни – основа фольклора разных народов. Слушая колыбельные песни, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение усыпить его, в момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно. Специалисты считают колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю жизнь: дети которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни – в основе слово колыбать (качать, колыхать, зыбать). Отсюда слова колыбель, коляска. Возможно, слово колыбель ведёт своё происхождение от корня Коло (божество древнеславянской мифологии) и подразумевает мерное, повторяющееся, цикличное движение. В народном обиходе колыбельные называли байками от глагола баюкать (качать, усыплять). В народе искусство пения колыбельных песен передавалось из поколения в поколение. Люди понимали и то, как важен сон для дитя. Колыбельные песни снижали влияние внешних раздражителей, успокаивали непроизвольные движения конечностей. Покачивание колыбели и пропетая мелодия напоминала ребёнку своей интонацией о близости матери, создавала комфортное эмоциональное состояние. В момент исполнения колыбельной мать полностью принадлежит ребёнку. Она дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребёнке уверенность, не только в силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

В каждой семье может быть своя любимая колыбельная. Это может быть и просто песня, под которую ребенок сладко засыпает. Посредствам нашего проекта, мы хотим познакомить с колыбельными которые наши мамы напевают своим малышам.

Ачерот Ульяна, воспитанница старшей группы № 11.

Семья Кулик Миланы, воспитанницы второй младшей группы № 9

Семья Гармазы Варавары, воспитанницы первой младшей группы № 2

Семья Романовича Ивана, воспитанника первой младшей группы № 1 

 

свернуть

Картотека дыхательных упражнений для развития певческого дыхания у детей

Дыхание – это основа основ как в пении, так и в дальнейшем правильном формировании звуков.

Правильное певческое дыхание связано с мягкой атакой звука, которая способствует развитию протяжного пения и образованию спокойного, мягкого звучания.

Поскольку дети часто не поют, а проговаривают текст в ритме песни, то необходимо с самого начала стремиться к протяжному, связному, плавному пению, что является самым важным в вокальном искусстве.

Добиться всего этого нам помогает целенаправленная работа над дыханием в виде игры. В первую очередь формируем навык носового дыхания. Важную роль как в пении, так и в речи играет организация активного, но спокойного вдоха и плавного продолжительного выдоха.

Предлагаем вашему вниманию комплекс дыхательных упражнений для развития певческого дыхания у детей.

Работа над дыханием:

  1. «Надуваем шарик». И.п.: руки на животе, вдох осуществляется носом, направлен в живот. Медленный плавный выдох на звук «ссс…» через рот.
  2. По команде рукой осуществляется медленный вдох и медленный выдох через щѐлку во рту толчками.
  3. Дуем на «пушинки», «сдуваем» их, дуем на воображаемую свечу.
  4. Активный вдох через нос и активный выдох через рот на звук «ха» в сочетании с наклонами/поворотами головы, затем корпуса.
  5. «Накачиваем колѐса»: наклоняясь - вдох , разгибаясь- выдох.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Евгения Емельянова.

  1. Упражнение «Вдох аромата цветка».

Описание: Просим детей мысленно представить самый нежный и любимый цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод и понюхать его. Вдох должен быть спокойным и бесшумным. Повторяем упражнение несколько раз.

  1. Упражнение «Надуваем и сдуваем шарик».

Описание: вдох должен быть спокойным и бесшумным, момент выдоха прошу контролировать временем. Таким образом, получается своеобразная игра кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. Усложняем упражнение тем, что момент выдоха осуществляем на звуке. Звук может быть любым, но только гласным, чтобы его удобно было тянуть. Таким образом мы включаемся в процесс пения.

  1. Упражнение «Подуть на одуванчик».

Описание: обе руки расположены на поясе и сильно прижимая ладонями нижние ребра – резко и коротко делаем 10-20 выдохов. Особенность данного упражнения заключается в очень быстром и резком движении верхней мышцы живота (диафрагмы). Упражнение требует определенных усилий и навыков. Сначала мы его выполняем на «пред дыхании» с эффектом легкого шума, а затем на чередовании гласных и согласных звуков. Это упражнение можно выполнять лѐжа.

Также предлагаем другие виды игр:

1.«Цветочек».

Описание: предлагаем ребенку «сорвать» цветочек и понюхать его. При этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Понюхали цветочек, затем предлагаем ребенку «спрятать» этот приятный запах, чтобы он надолго запомнился, глубоко в животе (сделать глубокий вдох) и закрыть его там на замочек (задержать дыхание). Далее педагог считает, но не больше 3-4 сек.

При вдохе не рекомендуется делать слишком глубокий вдох, т.к. возникает излишнее мышечное напряжение в голосовом и артикуляционном аппаратах.

  1. «Шмель».

Описание: предлагаем представить ребенку, что на нашу цветочную полянку прилетел большой шмель, который тоже нюхает цветы и поёт свою песенку. Далее предлагаем ребенку точно также понюхать цветочек (медленный вдох) и спеть песенку шмеля: в-в-в-.

Сообщаем детям, что не следует набирать много воздуха в живот и не выпускать его сразу весь, тогда песенка получится долгой.

  1. «Одуванчик».

Описание: детям предлагается подуть на одуванчики, чтобы «парашютики» полетели. Сначала дуем легко, медленно и плавно (дети сдувают пушинки с воображаемых одуванчиков). Затем набираем побольше воздуха и одним резким выдохом сдуваем все пушинки (дети делают глубокий вдох и затем активный короткий резкий выдох, что развивает мышцы брюшного пресса).

  1. «Бабочки».

Описание: перед этой игрой используем упражнение «Цветочек» - взятие и мгновенная задержка дыхания. Детям предлагается дуть на изготовленных из бумаги бабочек (дети держат « бабочку» за ниточку и плавно, мягко дуют на неё несколько раз, а «бабочки» кружатся).

  1. «Свеча».

Описание: сначала дуем на свечу так, чтобы пламя только отклонилось (мягко дуем на свечу, стараясь не потушить её). Упражнение выполняется 2-3 раза. Затем следует потушить свечу одним выдохом (дуем коротким активным выдохом).

  1. Игра с кубиками разного цвета.

Описание: эта игра развивает не только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма. В игре используют 2 кубика (красный и зелёный). У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм.

После того как дети ознакомились с упражнениями на дыхание без звука, начинаем работу над дыханием со звуком. Для этого применяем такие упражнения:

  • Гудок парохода или паровоза - на гласную «у»;
  • Вой ветра – «у-у-у-…»;
  • Шелест листвы – «ш-ш-ш-…»;
  • Звуки насекомых: пчела – «з-з-з…»; жук – «ж-ж-ж…»; шмель – «в-в-в…»; все звуки стараться протягивать как можно дольше.
  1. «Пчёлки и цветы».

Описание: дети делятся на 2 группы (одни изображают пчёл, другие – цветы). «Цветы» присаживаются в центре зала в разных местах на одно колено, «пчёлы» «летают» вокруг «цветов», делая выдох на согласную «з-з-з…» детям- «пчёлкам» даётся инструкция, что как только кончится воздух, они садятся возле «цветов». После того, как все «пчёлки» опустились к «цветам», дети меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.

 

Подготовил музыкальный руководитель Гирель Инна Михайловна по материалам сайта https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-popevok-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

свернуть
поделиться в: