Дошкольникам об экономии

Развиваем экономическую грамотность с помощью интересных и познавательных мультиков.

Рассказывать детям о финансах — задача не самая лёгкая. Не сразу удаётся подобрать слова, чтобы объяснить маленькому ребёнку, зачем нужно экономить и почему новые игрушки нельзя покупать каждый день. Для лучшего усвоения материала были созданы детские мультсериалы, такие как "Смешарики", "Богатый Бобренок" и др. Мультфильмы в доступной форме помогают сформировать у детей разумное финансовое поведение, а также ответственно относиться к личным финансам в будущем. Просмотреть мультфильмы Вы можете перейдя по ссылкам:

Мультсериал "Богатый Бобренок" 

Мультсериал "Смешарики"

 

свернуть

Финансовая грамотность для дошкольников

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или
иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры, а наиболее интересным и доступным для детского восприятия поможет дидактическое пособие и игры, которое позволит активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.
Таким образом, идея создания дидактического пособия в основе своей практической деятельности в первую очередь способствует развитию у детей предпосылок экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

              

 

 

 

 

       

свернуть

Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры"

Средний дошкольный возраст

 

Формировать представления:

о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка);

семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании

(доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые

покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки);

потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения;

рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара

(продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями).

Формировать (развивать) умения:

соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять

потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять);

применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло,

электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук,

не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать

одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).

Старший дошкольный возраст

 

Формировать элементарные представления:

о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей;

деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш,

премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта);

ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении;

экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.);

профессиях людей, связанных с экономикой;

правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Формировать (развивать) умения:

устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» –

«продукт» – «деньги»;

самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы),

устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет

большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется);

различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности);

различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар).

Воспитывать:

экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность,

экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей

и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных

богатств и др.

Игровая деятельность

Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать

свернуть

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЫТЬ ЭКОНОМНЫМ»

  1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети в дошкольном возрасте не всегда  осознают связь между трудом и деньгами,  не  знают, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существова­нию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой информацией с ребенком. Организуйте для него экскурсию на работу.   Он с детства должен знать, что та­кое «зарабатывать на жизнь».

 

  1. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания ис­порченные предметы, сломанные иг­рушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружаю­щих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие ве­щи. Ваше равнодушие приведет к об­ратному результату.

 

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольстви­ем помогают по дому. Самое глав­ное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа да­лека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься до­машней работой непродолжитель­ное время, поэтому, давая поруче­ние, рассчитывайте его силы.

 

  1. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети по­нимали, чего стоит  заработать деньги, не­обходимо дать им возможность при­обрести практический опыт.

 

  1. Не приучайте детей к изли­шествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас по­дарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

 

свернуть

Картотека пословиц и поговорок о деньгах

Пословицы о деньгах

Береги хлеб для еды, а деньги для Беды.

Богатому не спится – богатый вора боится.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Были денежки – любили Саню девушки, не стало денежек – забыли Саню девушки.

Беден не тот — у кого мало, а тот – кому мало.

В одной суме – да разные денежки, в одной семье – разные детушки.

В чужом кармане трудно деньги проверять.

Вовремя копейка дороже рубля.

Всюду вхож, как медный грош.

Всех денег не заработаешь.

В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб.

Ног не зашибёшь – денег не найдёшь.  

Иному – слово не скажи, а только деньги покажи.

Из больших денег и рубль нипочём.

Из чужого кошелька легче платить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

Кто за копейкой не наклонится, тот ломаного гроша не стоит.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

Копейка к копейке – проживёт семейка.

Легко добыто – легко и прожито.

Лишние деньги – лишняя забота.

Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин.

Не жалей алтына, а то отдашь полтину.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом.

Не то деньги, что у бабушки, а то, что в запазушке.

На выигранные в карты деньги мечеть не строят.

Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами.

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.

С сильным не борись, а с богатым не судись.

С деньгами мил, без денег постыл.

Скупой богач беднее щедрого бедняка.

С миру по нитке – голому рубаха.

Уговор дороже денег.

У кого нет денег, тому и кошелёк не нужен.

Хуже всех бед, когда денег нет.

 

 

Поговорки о деньгах

 

Алтын серебра не ломит ребра.

Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.

Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу.

Богатый совести не купит, а свою – погубит.

Без копейки рубль щербатый.

Без денег сон крепче.  

Деньги не пахнут.

Дела на полтину, а магарычей – на рубль.

Денег палата, да ума-то маловато.

Денежка дорожку прокладывает.

Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Деньги к деньгам льнут.

Денег на переправу нет, а в лодку первый лезет.

Деньги всякого прельстят.

Деньги приходят и уходят, как вода.

Деньга лежит, а шкура дрожит.

Долг платежом красен.

Денег не имею — и язык нем.

Денег нет наградить – имей руки погладить.

Его копейка нищему руку прожжёт.

Если жизнь – копейка, значит, она чего-то да стоит.

За грош с колокольни соскочит.

За свой грош – везде хорош.

Дело не в личности, а в наличности.

Копейка рубль бережёт.

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Кто мудрён, у того карман ядрён.

Лопатой деньги гребёт.

Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда.

Мешок денег перевесит даже два мешка истины.

Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт.

Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.

На грош дела, на рубль суматохи.

На улице холодно, а деньги в кармане тают.

На копейку напился, а нашумел на рубль.

Отплатил той же монетою.

Подать не мудрено, а мудреней того – где взять.

Посмотрит, словно рублём одарит.

Плакали мои денежки.

Принять за чистую монету.

При беде за деньгу не стой.

Работа денежку копит, а вино – топит.

Рак силён клешнёй, а барин – мошной.

Стоит крякнуть, да денежкой брякнуть – всё будет.

Скупой платит дважды.

С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

У богатого денег – куры не клюют.

Украдёшь песчинку – заплатишь полтинку.

Умом тап, да кошелёк туг.

Ум джигита – что золотой, ум страны – что тысяча золотых.

У богатого и петух несётся.

У богача — деньги, у бедняка – дети.

Чем чужим умом богатеть, лучше в бедности своим жить.

Что шаг – то гривна.

Чем богаты, тем и рады.

свернуть
Меню раздела