Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учёбе, достаточный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе».
Готовность к обучению в школе - это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень созревания у ребёнка мозговых структур и нервно-психологических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания, интеллекта, речи и т. д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованными из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, запаса знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению является произвольная готовность - способность ребёнка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т. д. Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, так как оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе.
В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у дошкольника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.
При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, ср старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств.
При подготовке ребёнка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания требованиям школьной жизни, адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
Практика показывает, что нежелание учиться в основном возникает в следующих случаях.
- Ребёнок представлял себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него возникает резко отрицательное отношение к школе.
- Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него возникает активное противодействие, формируется установка на «отказ от усилия».
- Дома сформировали страх перед школой («Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут»).
- Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.
В сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком бурную радость. Поглощённые переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны, у них ослабевает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться недостаточно развитым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, при тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.
Уже к 6-6,5 годам можно научить ребёнка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приёмами «самоуспокоения» (например, уговаривать самого себя: «Всё хорошо, всё сейчас пройдёт, я успокоюсь, всё получится...»), при этом важно избегать формулировок с частицей «не», например: «Не надо плакать». Нужно научить ребёнка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов и выдохов), технике «Отстранение» (представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом, текучей водой).
У каждого ребёнка есть свой срок достижения цели. Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремление познавать мир.