Ранний возраст

Список произведений художественной литературы и фольклора для детей раннего возраста

Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки.
Белорусские народные песенки и потешки: «Сонейка-сонца», «Мышка, мышка, дзе была?», «Го-го-го-го, гусачок», «Верабейчык», «Белабока-сарока», «Трах-бах-тарабах», «Божая кароўка», «Чэ-чэ,чэ-чэ, сарока!», «Люлі-люлі, люляшу», «Ай, люлі-люлі-люлечкі», «Ішла каза», «Люлі-люлі-маленькі», «Ходзіць певень па капусце», «Люляю-люляю»,
«А ты, коцінька-каток», «Апсік, апсік, каточак», «Кую, кую ножку», «Гушкі, гушкі, гушкі», «Сарока-варона», «Чыкі-чыкі, сарока!», «А ты, каток шэры», «Люлі-люлілюлечкі», «Люлі-люлі-люлі», «Кукарэку, певунок», «Не хадзі, коцік», «У куце сядзіць мядзведзь», «Ладкі ладком», «Ладу, ладу, ладкі», «Баю-баінку, баю», «А курачкарабушэчка», «Сядзіць мядзведзь на калодзе», «Бычок», «Іграў я на дудцы», «Сядзіць сыч на капе», «Ідзі, ідзі, дожджыку», «Горкай, горкай, горачкай», «А шэрая козанька...»,«Сунічкі», «Ходзіць сон каля вакон...».
Русские народные песенки и потешки: «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик» и др., «Петушок, петушок», «Курочка», «Киска, киска», «Катя, Катя», «А баиньки, баиньки», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Наша Маша», «Ой, ду-ду», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали», «Как у нашего кота»,
«Чики-чики-чикалочки», «Большие ноги...», «Наши уточки с утра...», «Пошел котик на торжок...» (обр. М. Булатова), «Заяц Егорка...», «Из-за леса, из-за гор», «Бежала лесочком лиса с кузовочком...», «Огуречик, огуречик...», «Солнышко, ведрышко...», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Кисонька-мурысенька», «Ай, качи, качи,качи!», «Сорока-белобока», «Травка-муравка», «Пальчик-мальчик», «Ножки», «Скокпоскок», «Божья коровка», «Ах, ты, радуга-дуга», «Пошел котик во лесок», «Уж как я ль мою коровушку люблю!..», «Барашеньки крутороженьки», «Заинька», «Идет лисичка по мосту...», «Каравай» (обр. М. Булатова), «Котик серенький присел», «Мыши водят
хоровод» (обр. О. Капицы, Г. Виноградова), «Ночь прошла...» (обр. И. Карнауховой), «Полно, беленький снежочек...» (обр. П. Шейна), «Рано-рано поутру...», «Сидит белка на тележке...», «Стучит, бренчит по улице...», «Ты умница», «Чики-чики-чикалочки...».
Песенки и потешки народов мира: «Я козочка» ; «Ой, в зеленом бору»; «Снегирек» ; «У маленькой Мэри», «Ветрено в марте», «Перчатки», «Не опаздывай» ; «Курочка моя», «Дай молочка, Буренушка», «Ежик и лисица»; «Веснянка»; «Люли, люли, моя крошка»; «Беленький котенок»; «Ласточка проворная»; «Дождь!», «Ручки,спляшите разок...»; «Дедушка Рох», «Сапожник»; «Пастушок»; «Лошадка пони», «Крошка Вилли Винки»; «Вверх лети, малютка...»;
«Зимой»; «Знаю, знаю, не признаюсь...»; «Кузнец»; «Маленькие феи»; «Несговорчивый удод»; «Ослик мой, быстрей
шагай...»; «По деревьям скок-скок...»; «Приходите в гости»; «Семейка»; «Спи, мой маленький джигит...»;
«Танцуй, моя кукла...»; «Что за грохот, что за стук?..»; «Шел ягненок по дорожке...»; «Шило солнышко рубашку...»; «Три веселых братца»; «Бу-бу, я рогатый»; «Котауси и Мауси»; «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...» ; «Разговоры» .
Белорусские народные сказки: «Муха-пяюха», «Коцік Петрык і мышка», «Дзедава рукавічка», «Ганарыстая варона».
Русские народные сказки: «Репка»; «Рэпка»; «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлятки и волк; «Казляняткі і воўк»; «Теремок», «Маша и медведь»; «Маша і Мядзведзь»; «Как коза избушку построила».
Сказки народов мира: «Ленивая Бручолина»; «Почему кот моется после еды»; «Крошка-Малышка»; «О Лисе и Кошке»; «Воробей и Лиса»; «Бедняк и богач».
Литературные сказки: Л. Толстой. «Три медведя», «Тры мядзведзі»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; В. Сутеев. «Кто сказал «Мяу»?», «Хто сказаў «Мяў»?»; Е. Шварц. «Сказка о Василисе-Работнице».
Произведения белорусских поэтов: Змітрок Бядуля. «Гэй, мой конік!»; Васіль Вітка. «Бабіны госці», «Коця і Каця», «Дожджык», «Калыханка»; І. Муравейка. «Адмарозіў лапкі», «Я сама»; А. Дзеружынскі. «Сняжынкі», «Сані», «Гусанькі»; А. Якімовіч. «Мядзведзь», «Ліска»; Н. Галіноўская. «Калыханка», «Коцік-варкоцік»; Н. Тулупава. «Вушкі», «Вочкі», «Маміна дачушка»; Т. Кляшторная. «Дапамагу», «Гаспадыня», «Паўцякалі цацкі»; К. Буйло. «Дзіцячы сад»; А. Пысін. «Ластаўка», «Матылёчкі-матылі», «Славіны чаравічкі»; Г. Багданава. «Збанок», «Маляваны дыванок»; В. Гардзей. «Коцік», «Часнок», «Вітамін»; Максім Танк. «Ехаў казачнік Бай», «Галінка і верабей»; В. Шніп. «Кураняты»; Л. Шырын. «Доктар»; У. Луцэвіч. «Птушачка», «Май»; М. Мятліцкі. «Сунічка»; П. Прануза. «Верабей прымае душ», «Грыбнік», «Снегіры»; С. Грахоўскі. «Ласяня», «Калыханка»; Г. Іванова. «Свята», «Валёнкі», «На кані скачу»; Г. Каржанеўская. «Пагладжу вожыка»; У. Карызна. «Самая лепшая!»; Я. Крупенька. «Шпак», «Аленка», «Рабінка»; А. Лойка. «Верабейчык», «Вожык»; М. Чарняўскі. «Новы год», «Конік»; І. Шуцько. «Яечка», «Сняжок»; Е. Лось. «Мая лялька», «Зіма»; У. Корбан. «Карова», «Авечка»; К. Лейка. «Гарабей»; Кандрат Крапіва. «З Новым гадам»; П. Марціновіч. «Навальніца»; М. Скрыпка. «Карась», «Шчупак»; М. Шаховіч. «Чабурашка»; Р. Барадулін. «Калыханка»; Д. Бічэль. «Коні»; Зоська Верас. «Сонца свеціць»; А. Вольскі. «Куркі»; Янка Журба. «Бабулька і козлік»; А. Кавалюк. «Мыюцца
кацяняты»
Произведения русских поэтов: А. Плещеев. «Травка зеленеет», «Осень» (в сокращении); В. Жуковский. «Птичка», «Котик и козлик»; Л. Мей. «Колыбельная песня»; М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный»; А. Прокофьев. «Солнышко»; А. Барто.«Игрушки» («Козленок», «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик»), «Цацкі» («Мішка», «Бычок», «Слон», «Самалет», «Конік», «Грузавік», «Мячык», «Зайка», «Казляня») (пер. Л. Заболоцкой); «Птичка», «Кто как кричит», «Девочка-ревушка», «Солнышко»; В. Берестов. «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок», «Петушки», «Сова и синица»; З. Александрова. «Елочка», «Катя в яслях», «Капель», «Одуванчик», «Топотушки» («Утром», «Вкусная каша», «Топотушки», «Сама», «Раз-два-три-четыре-пять!», «Купанье», «Что взяла, клади на место», «Плохая девочка»); Э. Мошковская. «Мчится поезд», «Митя – сам», «Капризы»; О. Высотская. «Холодно», «На санках», «Елочка», «Флажок», «В марте есть такой денек...»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Введенский. «Мышка»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»;Е. Благинина. «Дождик, дождик...», «С добрым утром», «Свети, свети, солнышко»; М. Клокова. «Мой конь»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь», «Послушай, мишка...»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок); А. Пушкин. «Месяц, месяц, мой дружок», «Ветер, ветер! Ты могуч...», «Свет наш солнышко!..», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»), «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); А. Введенский. «Мышка»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря»; Саша Черный. «Жеребенок»; Даниил Хармс. «Веселые чижи»; С. Городецкий. «Кто это?»; Б. Заходер. «Ежик», «Портниха», «Строители», «Черепаха», «Шофер»; В. Катаев. «Ежик»; И. Косяков. «Все она»; Г. Ладонщиков. «Я под краном руки мыла...» (из стихотворения «Про знакомые дела»); Л. Модзалевский. «Мотылек»; Н. Найденова. «Машина»;И. Никитин. «Зашумела, разгулялась...» (из стихотворения «Песня»); М. Пляцковский. «Мед»; О. Полончук. «Лисица», «Хорек»; Г. Сапгир. «Кошка»; И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Ели»; В. Хорол. «Зайчик».
Произведения зарубежных поэтов: М. Мревлишвили. «Важный петух»; В. Стоянов. «Ласточка»; «Петух», «Воробей»;
М. Карем. «Мой кот», «Цыпленок»; В. Ладыжец. «Наш Прокопчик» ; Г. Виеру. «Ежик и барабан»; П. Воронько. «На кораблике» (пер. с укр. З. Александровой), «Обновки», «Хитрый ежик»; П. Дорошко. «Купім Надзі чаравічкі»; С. Капутикян. «И меня!»; «Кто скорее допьет?», «Маша обедает», «Все спят»; К. Малина. «Письмо дедушке»; С. Мурадян. «Мама и весна»; А. Мясткивский. «У зайчыка лапкі...», «Коцік прачынаецца»; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».
Произведения белорусских писателей: А. Кобец-Філімонава. «Мароз, Чырвоны нос»; В. Хомчанка. «Хлеб»; Т. Бушко. «Сняжынка».
Произведения русских писателей: Л. Толстой. «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес...», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «У Розки были щенки», «Пошла Катя»; К. Ушинский. «Бишка», «Бішка», «Васька», «Два козлика», «Гуси»; Е. Чарушин. «Курочка», «Кто как живет» («Заяц», «Белка»), «На нашем дворе»; К. Чуковский. «Цыпленок», «Куранятка»; В. Сутеев. «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал «Мяу»?», «Цыпленок и Утенок»; Я. Тайц. «Кубик на кубик», «Кубік на кубік», «Карандаш», «Впереди всех», «Поезд», «Цягнік», «Кыш», «Праздник»; Н. Калинина. «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», «Как ребята переходили улицу»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка», «На машине»; Л. Воронкова. «Бедовая курица»; Е. Боровой. «Кукла», «Лялька»; Г. Скребицкий. «Заяц-беляк» и др.
Произведения зарубежных писателей: Д. Габе. «Мама» (из книги «Моя семья»); Д. Биссет. «Га-га-га!»; Е. Бехлерова. «Капустный лист»; Ю. Ванаг. «Ку-ку!»; «Першы снег»; В. Сухомлинский. «Воробьи плачут от холода», «Вераб’і плачуць ад холаду» , «Моя мама пахнет хлебом»; Ю. Ярмыш. «Маланка і Гром» .

свернуть

Список мультфильмов, которые рекомендуем для просмотра детям младшего дошкольного возраста

Мультфильмы - любимое и самое доступное развлечение для детворы. Сегодня существуют целые каналы, круглосуточно транслирующие исключительно мультипликационные фильмы. Вот только все ли можно смотреть детям? 

Для малышей важен  общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями,  эмоциональная окрашенность  знакомых  ситуаций. В последнее время одним из любимых занятий ребенка дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. Родителям надо помнить, что продолжительность мультфильма является одним из важных критериев для определения возрастной аудитории зрителей. Рекомендованное время просмотра для детей от трех до семи лет составляет 20-30 минут в день.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Выбираем мультики:

- для маленьких детей до 3 лет - мультики-потешки, про животных, коротенькие и не перегруженные информационно. Хорошо, если основанные на песенках или стишках;

- для детей старше 3-х лет можно добавлять мультики с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, про победу над страхами. В них не должно быть непонятных ребенку этого возраста образов и отношений (абстрактное мышление еще не развито). То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать.

Родителям желательно присутствовать при просмотре мультфильма, чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и конечно, ограничивать время просмотра.

Предлагаем Вам список мультфильмов:

Область

Название мультфильма

Краткая характеристика.

Социально-коммуникативное  развитие

«Нехочуха» (1986 г.)

Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть.

«Ахи-страхи».

Ребенок боится темноты, собак…

«Сказка про лень» (1976 г.)

Ребенок ленится.

«Мой друг зонтик» (1982 г.)

Ребенок не умеет дружить

«Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.

 Ребенок жадничает.

«Замок лгунов» (1983 г.)

Ребенок обманывает

«Мама для мамонтенка»

(1981 г.)

Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю»

«Лягушка-путешественница» (1965 г.)

«Так сойдёт!»

Ребенок хвастается

«Золушка», «Чебурашка», «Крошка Енот»

о ценности семьи, любви и дружбы

«Гуси-лебеди»

Учит надо слушаться старших и уважать других.

«Колобок», «Красная шапочка»

Нельзя разговаривать с чужими людьми.

«Мама для мамонтенка», «Умка»

 о любви к родителям.

Серия мультифльмов «Аркадий Паровозов»

Сериал помогает детям научиться основам безопасности жизнедеятельности в современном мире. Материал подается в стихотворной форме, что значительно облегчает его понимание. Основную задачу проекта создатели определяют следующим образом: научить подрастающее поколение правильно и быстро реагировать в случае возникновения опасных ситуаций разного рода, а также уметь предотвращать их. Каждая серия мультфильма длится всего две минуты.

«Чуня»

Задорный поросенок Чуня с радостью знакомится с героями, которых встречает на пути. Однако в ходе прогулки ему доставляет немало огорчений сравнение непослушных или неаккуратных зверей-малышей с поросятами. И вот Чуня принимает решение: он больше не будет поросенком! К счастью, мама объяснила расстроенному сыну, что важно «не кто ты, а какой ты».

Мультфильм, сделанный в СССР, учит нас видеть суть личности человека, не обращая внимания на его внешний облик.

«Котёнок по имени Гав»

Такие мультики создают прекрасную основу для развития настоящих чувств и эмоций, дружбы, взаимовыручки, любви к животным.

По сказке  Г.Цыферова  «Паровозик из Ромашково»

Воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе.

сказки В.Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыплёнок и к и утёнок» и пр),  

Герои этих фильмов дети или детёныши сказочных животных, (возможны антропоморфные предметы),  активно действуют, задают  образцы простых правил поведения. Образ героя не перегружен деталями, максимально выразителен.

Познавательное развитие

“Даша-следопыт” 

( в оригинале - “Dora Explorer" ):

Увлекательный многосерийный мультфильм о приключениях девочки Даши и ее друга Башмачка. В процессе путешествия герои учатся различным навыкам: различать цвета, считать, ориентироваться по карте, дружить, справляться с различными опасностями и запоминают разные слова английского языка.

“Уроки тетушки Совы”

- серия обучающих мультфильмов о природе, живописи, искусстве, правильном и безопасном поведении, географии и многом другом. В мультфильмах есть много интересного, познавательного.

“Фиксики”

- многосерийный мультфильм по мотивам книги Эдуарда Успенского “Гарантийные человечки”, в котором маленькие человечки рассказывают об устройстве и способах ремонта разнообразной техники, внутри которой они живут. С помощью мультфильма дети узнают о природе физических явлений,  учатся логически и рационально подходить к решению задач, а также постигают основы взаимоотношений с окружающими: дружбы, взаимовыручки и этичного поведения.

«Смешарики».

Симпатичные и любознательные герои расскажут детям много нового и интересного – кто придумал радио, что такое светофор, почему важен режим дня и питания – и проживут на экране реальные жизненные ситуации.

«38 попугаев. Завтра будет завтра»

Друзья пытаются разобраться, почему всё время «сегодня», а когда же будет «завтра»? С помощью мультфильма дети узнают о времени суток.

«Прыг и скок: ребяткам о зверятах»

Развивающий мультфильм для самых маленьких зрителей. Он познакомит с различными животными, птицами и насекомыми. Главные герои голубая пчелка и пушистый шершень в музыкальной форме расскажут, где эти звери обитают, что едят, и по каким признакам их можно легко найти в природе. Среди них собака, утка, жираф, коала, крокодил, аист. Более того, в конце каждой серии герои мультфильма подытоживают сказанное, так что малыш при регулярном просмотре сериала сможет легко выучить новых животных. В каждой серии Прыг и Скок приносят маленькому зрителю новые знания, дополняя их картинками, которые зоркие герои увидели в бинокль.

«Весенняя сказка»

Мультфильм о том, как гуси домой летели. Расширяет представления о перелётных птицах.

«Лунтик»

·         Это мультфильм для любознательных. Главный герой добрый Лунтик, который познает мир, стремиться многое узнать, учиться дружить, помогать ближним, но при этом шалит, попадает в неприятности и т.д. А вот ярким примером заботливых родителей является терпеливая и мудрая бабушка Капа, которая не наказывает Лунтика за любую шкоду, а пытается разобраться в ситуации и доступно объяснить, что он сделал не так. Поэтому, рекомендую родителям посмотреть этот мультик и оценить: как бы они поступили, окажись на месте Бабы Капы.

Речевое развитие

«Кошкин дом»

Мультфильм в стихотворной форме, ребёнок быстро запоминает и повторяет стихотворения, что развивает и обогащает его речь.

Мультфильмы по сказкам

Корнея Чуковского:

  1. Бибигон
  2.  Краденое солнце
  3. Мойдодыр
  4. Путаница
  5. Тараканище
  6. Телефон

Мультфильмы  в стихотворной форме, ребёнок быстро запоминает и повторяет стихотворения, что развивает и обогащает его речь.

 

«Антошка»

Мультфильмы, поставленные на основе народных песенок и потешек, способствуют развитию речи младших дошкольников. При просмотре мультфильма ребёнок запоминает текст песен и повторяет песенки за героями мультфильмов.

 «В лесу родилась ёлочка»

 «Весёлый цыпленок»

 «Девочка и зайцы»

«Четыре неразлучных таракана и сверчок»

«Два весёлых гуся».

«До-Ре-Ми»

 «Кто пасётся на лугу?»

 «Петя-петушок»

Физическое развитие

«Королева Зубная щетка»

(1962 г.)

Ребенок не хочет умываться или чистить зубы

«Мойдодыр»

Мультфильм по сказке К. Чуковского учит следить за личной гигиеной.

«Птичка Тари»

С помощью мультфильма, дети узнают, почему надо чистить зубы.

«38 попугаев. Зарядка для хвоста»

С помощью мультфильма, дети узнают,  почему надо делать зарядку.

 «Матч реванш»

Мультфильм об интересной игре двух сильных команд по хоккею - Метеор и Ракета, знакомит со спортивной игрой – хоккей, приобщает ребёнка к спорту.

«Спортландия».

Мальчик Митя это главный герой мультфильма Спортландия, который не любил спорт, но очень хотел получить значок, который дают ученикам, сдавшим все нормативы по физкультуре на отлично.

Сборник мультфильмов воспитывает любовь к спорту.

Художественно-эстетическое развитие

«Утёнок, который не умел играть в футбол»

Мультфильм о талантливом Утёнке – музыканте, и о том как музыка может помочь одержать победу.

«Рисунки Тёмы»

Франция. 2005-2006. 

Обучающий мультфильм развивает интерес к художественному творчеству. Главным героем этого замечательного развивающего мультфильма является зайчик по имени Тема. Больше всего на свете Тема любит рисовать.  Чтобы воспроизвести рисунки, малышу нужно просто взять в руки карандаш и тщательно повторять все движения, которые делают герои мультфильма. Вскоре он сможет самостоятельно нарисовать слоника, овечку, цветочек, ракету, домик или пианино. Тема расскажет и о том, как правильно раскрасить получившуюся картинку, доходчиво объяснит принципы построения основных геометрических фигур и то, как на основе этих фигур можно нарисовать на бумаге любой объект окружающего мира.

Мульт – сказки  В.Сутеева: «Снеговик-почтовик», «Цыплёнок и к и утёнок», Две сказки («Яблоко» и «Палочка-выручалочка», «Дядя Миша»,  «Кот-рыболов»,  «Мешок яблок»,   «Петух и краски»,

«Разные колёса»,  «Хвосты».

Мультфильмы по сказкам В. Сутеева знакомят не только с образцами  простых правил поведения, но и с творчеством художника – мультипликатора, что развивает у ребёнка художественно – эстетический вкус.

«Два веселых гуся»

Союзмультфильм, 1970

Мультфильм создан на основе детской песни, что развивает музыкальный слух ребёнка.

«Антошка»

Мультфильм создан на основе детской песни, что развивает музыкальный слух ребёнка.

«В лесу родилась елочка».

Мультфильм создан на основе детской песни, что развивает музыкальный слух ребёнка.

 

Приятного просмотра!

 

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Бурак В.К.

по материалам сайта https://www.ivi.ru/collections/animation-children-from-1-year

 

свернуть

Кризис 3 лет.

Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям? Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет.

У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся. Как реагировать родителям? Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе?

В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и

займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется. Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?». Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости.

Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение! 

свернуть

Адаптация ребёнка к детскому саду

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

     Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.           Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состоянияК таким нарушениям относят:

- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание); 

- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

- повышение температуры тела;

- изменения характера стула;

- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

      Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:  

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

       При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

        При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

     Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

 

            Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.

Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.

Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

       Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

       Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

       Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

       В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

     Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для  этого Вам  необходимо психологически  готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

 Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».

 Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

       Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов;  во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

       Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

    Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог детского сада всегда ждёт вас!  

 

       Желаем вам успехов в подготовке ребенка

к важному событию в его жизни!

У вас все получится!

свернуть